"Театр", 1968, № 5, с. 102-103.

А. Волынцев

Маленький театр Майи Кристалинской

"Царевна-несмеяна", "А у нас во дворе", "На причале", "Аист"... Вероятно, не все любители эстрады помнят авторов этих песен. Но если спросить - чьи они, ответ последует незамедлительно: Майи Кристалинской. Ее голос, ее сценический облик встает в воображении, когда напеваешь эти мелодии.

В 1962 году на втором Всероссийском конкурсе артистов эстрады Кристалинская была удостоена диплома. Тогда это означало лишь, что певица обладает достаточным профессионализмом, чтобы называться артисткой эстрады. Присуждение диплома не означало, что его обладатель - Артист, Художник. В 1966 году телезрители признали ее лучшей певицей года. В своих письмах они писали о ее художественной индивидуальности, о том, что певица выявляет в песне не только заложенное авторами, но и добавляет нечто свое, о чем авторы, вероятно, и не подозревали. В прошлом году огромным успехом пользовалась ее программа, посвященная 50-летию нашей страны.

Зрителям стала по-настоящему дорога эта певица с ее верным помощником-микрофоном. Не потому, что усиливается голос (не такой уж он у нее слабый), а потому, что способствует созданию уникальной атмосферы ее концертов, когда кажется, будто певица поет для тебя одного. Эта манера требует определенного мужества. Доверительно можно беседовать с каждым, но один примет эту беседу, а другой - нет… К последнему надо быть тоже готовым…

В специфичности контакта певицы со зрителями, в умении петь для всех и для одного проявляется ее индивидуальность, ее умение петь в образе. Этот образ очень емкий. В нем острота восприятия девушки-подростка и гордое спокойствие женщины, много видевшей и много выстрадавшей. Многие песни, ранее исполнявшиеся, теперь кажутся певице элементарными, она их уже не поет. Не поет, хотя знает, что они будут иметь успех. Если кто-нибудь просит в записке спеть одну из таких песен, Кристалинская отвечает, что постарается в будущем приготовить ее заново. Певица стала лаконичнее в выражении, отбросила нехарактерные для себя краски, хотя они и разнообразят вокальную палитру.

Героиня песен Кристалинской искренна, сердечна, она жаждет справедливости и счастья. И, раскрывая эти качества, актриса выявляет свое к ней отношение, как это и надлежит жанровой певице. Чаще всего она сочувствует ей, но бывает, что и осуждает.

Героиня четвертой песни А. Островского и Л. Ошанина из цикла "А у нас во дворе" не дождалась своего возлюбленного. В принципе Кристалинская могла бы и оправдать свою героиню, но певица этого не делает: фразу "А ты не дождалась" она произносит с досадой и горькой усмешкой.

Не так давно Кристалинская обратилась к песням М. Таривердиева, где большая гражданская тема разрешается в ключе интимном, неповторимо личном. В полном соответствии с музыкой Кристалинская поет о Садовом кольце. Несколько таинственно, словно в нем масса секретов, скрытых для посторонних глаз. И в то же время в ее пении - радость, упоение счастьем молодости.

Концерты Майи Кристалинской - театр, в них всегда ощущаешь, что певица творит прямо сейчас, на публике. Некоторые песни поет она, не объявляя номер. Петь она еще не начала, а в зале уже раздались аплодисменты: зрители по вступлению узнали полюбившуюся им песню.

Театр Майи Кристалинской прост, достоверен. Когда в песне "Стоят девчонки" она смотрит на носки своих туфель, не сомневаешься, что туфли эти выходные. А взгляд, который она "ввинчивает" в зал, - действительно досадующий взгляд девчонки, обиженной тем, "что на десять девчонок по статистике девять ребят".

Но не следует забывать, что Кристалинская - певица, музыкант. Певица обладает мягким, сердечным тоном в среднем регистре, в верхнем регистре ее голос приобретает характер какой-то затаенности ("Что было, то было"). У нее великолепная позиция, точная подача звука, отличное чувство темповой атаки.

Манера Кристалинской демократична вследствие самой специфики ее жанровости. Но под демократичностью на эстраде понимают еще и воздействие аудитории на течение представления. Ее программа нередко дополняется по ходу песнями, которые просят спеть зрители.

Кристалинская охотно приглашает для участия в своих концертах молодых композиторов. В 1966 году в ряде ее выступлений принимал участие ленинградец Анатолий Милославский. В прошлом году - москвич Марк Подберезский, который, выступая с певицей, проявил себя талантливым пианистом ("Ушла моя любовь"). Кстати, Марк Подберезский известен также как поэт-переводчик. Кристалинская взяла на вооружение английскую песню "Звук гитары" в его обработкке и с его русским текстом. Правда, это редкий случай, когда певица обращается к зарубежной песне. Майя Кристалинская вошла в жизнь нашей эстрады как замечательная исполнительница советской песни. Ее концерты не только приносят эстетическое удовольствие, но и лишний раз убеждают, насколько важны для художника умение переосмыслить в русле своего творчества явления современной жизни, стремление к самобытности, постоянная тяга к совершенствованию.