"Музыкальная жизнь", 1978, № 22

В. Сибирский,
композитор

Майя Кристалинская

Когда разговор заходит о лучших исполнителях советской песни, то вот уже свыше пятнадцати лет имя Майи Кристалинской называется одним из первых. За эти годы над эстрадным горизонтом зажглись новые звезды, не раз появлялись и исчезали кометы, а концерты Кристалинской по-прежнему вызывают интерес, проходят с большим успехом.

И нельзя не согласиться с композитором Оскаром Фельцманом, который, выступая недавно с нею в концертном зале "Октябрь", сказал со сцены: "У нас много хороших исполнителей советской песни, но Майя Кристалинская - одна". Действительно, у певицы яркая исполнительская индивидуальность, и если вы, слушая по радио концерт, не разобрали названную диктором фамилию - вы все равно узнаете по тембру голоса, по неповторимым интонациям, своеобразной фразировке, что поет Майя Кристалинская. Двойников у нее нет.

Путь Майи Кристалинской на эстраду несколько необычен и отнюдь не гладок. Петь она любила с детства. Начинала учиться по классу скрипки в музыкальной школе, но пришлось оставить ее - помешала война. Окончила Московский авиационный институт, однако в студенческой самодеятельности не участвовала, хотя к тому времени знала и пела наизусть даже арии из опер. И только работая инженером на одном из московских предприятий, она начала выступать в заводском клубе.

Первый успех пришел в 1957 году: Майя Кристалинская завоевала звание лауреата VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве - она была тогда в составе самодеятельного эстрадного оркестра Центрального Дома работников искусств "Первые шаги", которым руководил Юрий Саульский. Но и после этого "первого шага" прошло три года, прежде чем Кристалинская решилась стать профессиональной певицей. Ее приняли солисткой в один из крупнейших эстрадных оркестров. С оркестром этим она выступала всего полгода - ее мягкая, даже чуть застенчивая манера держаться на сцене показалась слишком "камерной": уж очень далека была она от привычной эстрадной броскости, открытого темперамента, на которых порой основывается доверие к начинающему артисту.

И всё же любители эстрадной песни заметили и полюбили молодую певицу. Запомнилась задушевность, выразительность ее исполнения, редкая чистота интонаций.

Успех и лауреатство, завоеванные на Втором всероссийском конкурсе артистов эстрады в 1962 году, положили начало широкому признанию артистки, с тех пор популярность ее стала неуклонно и быстро расти. Известные композиторы - А. Островский, А. Пахмутова, А. Эшпай, Э. Колмановский доверяли ей "премьеры" своих песен. Доверяли и никогда не сожалели об этом.

Каждая песня, исполненная Кристалинской с эстрады, по радио или телевидению, в кино, получала отклик у слушателей, сразу же завоевывала популярность.

Так было с песнями "Я тебя подожду" и "Аист" А. Островского, "Прощайте, голуби" М. Фрадкина, "Девчонки танцуют на палубе", "Нежность" и "Ненаглядный мой" А. Пахмутовой, "Текстильный городок" и "Август" Я. Френкеля, "Неужели это мне одной" Г. Портнова и многими другими. Немало было потом хороших исполнителей этих песен, но первая интерпретация их Майей Кристалинской не затерялась в последующих впечатлениях и осталась, пожалуй, до сих пор самой значительной.

В чем же секрет неизменного успеха артистки? Здесь играет роль многое - ее тонкая музыкальность, красивый теплый тембр голоса, эмоциональная наполненность и естественность художественного высказывания. И самое главное - подлинное артистическое обаяние... А оно-то, увы, не поддается критическому анализу. Слушатель просто попадает в плен личности, которая раскрывает перед ним свой внутренний мир, раскрывает ненавязчиво, без актерской позы и наигрыша...

Есть у Кристалинской одна примечательная особенность. Она не изображает вокальными и сценическими средствами героинь своих песен, не говорит от их имени. Майя Кристалинская всегда поет о себе. Даже когда в песне происходят какие-то события, то не рассказ о них становится главным, а отношение артистки к происходящему. И быть может, эта органическая потребность пронести каждый музыкальный образ через свое сердце хранит артистку от того внешнего, наносного, что порой диктует изменчивая мода.

Органична и естественна актерская манера Кристалинской. Она держится на сцене свободно, но без тени развязности; не мечется по ней с "поводком" от микрофона и не выпрашивает взмахами рук у аудитории скандированных аплодисментов. Ее исполнение всегда эмоционально насыщенно, но без показного "супертемперамента". Ей не нужно снимать копии с зарубежных звезд - у нее есть большее: собственное творческое лицо...

Как часто, слушая эстрадного певца, мы сетуем на то, что, вопреки поговорке "из песни слова не выкинешь", чуть ли не половина текста тонет у него в потоке неуправляемых эмоций, что порой из стихотворной строки вырываются отдельные слова, нарочито акцентируемые, хотя именно они далеко не самые главные по смыслу. Кристалинская бережно относится к текстам. Стихи для нее - важнейший, равноценный мелодии, компонент, равноценная половина песни (за признание чего всегда ратуют поэты). У артистки не пропадает ни единого слова. И дело тут не только в отличной дикции. Фразировка стиха в ее исполнении столь же филигранна, как и фразировка мелодии.

Сколько, например, подтекстов, эмоциональных оттенков раскрывает певица в многократных повторах слов "для тебя" в одноименной песне Я. Френкеля!

Свою недавнюю концертную программу в зале "Октябрь" Кристалинская открыла песнями Аркадия Островского - "Я тебя подожду", "Детство ушло в даль" (обе на стихи Л. Ошанина) и "Аист" (стихи В. Семернина). И это было не формальной данью памяти рано ушедшего от нас талантливого композитора, с творчеством которого связаны первые успехи певицы. Нет, и сейчас эти песни в ее исполнении звучат так же свежо, увлеченно, как в далекие дни их "премьер".

С успехом прошли в концерте и "премьеры" этого года: светлая, радостная "В песне жизнь моя" А. Пахмутовой - Н. Добронравова; "Посвящение" Е. Птичкина (стихи А. Поперечного) - воспоминание о Шукшине, в которое поэт, композитор и исполнительница вложили неподдельную грусть; интонационно свежая песня "Сын полка" О. Фельцмана - Е. Долматовского и его же "Не ревнуй" (стихи И. Резника).

Глубокой скорбью окрасила артистка песню-балладу "Парк у Мамаева кургана" Я. Френкеля (стихи И. Гофф). Нашла симпатичные юмористические краски для песен "Так уж бывает" А. Флярковского (стихи И. Шаферана и М. Танича) и "Летайте самолетами Аэрофлота" О. Фельцмана - А. Вознесенского, для детской песенки Е. Птичкина "Не дразните собак" (стихи М. Пляцковского), которую весело исполнила в дуэте с композитором.

Но, конечно, полнее всего дарование Кристалинской раскрывается в лирике. Эмоционально, взволнованно спела она "Песню матери" О. Фельцмана - Р. Рождественского, повествующую об извечной драме: "взрослеют дети, стареют матери...", и "Нежность" А. Пахмутовой (стихи С. Гребенникова и Н. Добронравова), с которой артистка не расстается со дня рождения этой прекрасной песни. Очень мягко, тепло прозвучала "Колыбельная" Т. Хренникова (стихи А. Гладкова). Задумчиво, как бы размышляя о своей судьбе, исполнила артистка "Эхо любви" Е. Птичкина - Р. Рождественского.

Д. Покрасс, М. Блантер, М. Фрадкин, А. Долуханян, Б. Терентьев А.Петров, В.Левашов... Лирические произведения этих мастеров советской песни, исполненные в концерте, нашли в Майе Кристалинской вдумчивого интерпретатора.

Хорошей традицией стало участие композиторов в концертах М. Кристалинской. На этот раз ее партнерами были О. Фельцман и Е. Птичкин. Они аккомпанировали певице, пели сами и в дуэте с нею... Очень тактично сопровождал программу ансамбль, руководит которым лауреат Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей, отличный пианист Михаил Гусев. Приятно прозвучали в исполнении ансамбля и инструментальные произведения.

В последние годы артистка включает в свои концерты и чтение стихов. В зале "Октябрь" мы услышали в ее исполнении стихотворения О. Берггольц и Р. Рождественского. Прозвучала и когда-то очень популярная мелодекламация - тургеневские стихи "Как хороши, как свежи были розы" на музыку А. Аренского. Можно, наверное, по-разному оценивать Кристалинскую как чтицу. Но в этих попытках расширить жанр своих выступлений нельзя не увидеть ее любви к поэтическому слову, желания владеть им еще лучше.

По-разному можно отнестись и к включению в программу певицы старинных русских романсов. Кристалинская исполняет их на том же художественном уровне, что и большинство исполнительниц, специализирующихся в этом жанре. Но просто жаль, что часть ее концертного времени поглощают "хризантемы", которые "уж давно отцвели", в то время, как много новых современных песен ждут своего первооткрывателя, и им с несомненным успехом могла бы стать артистка.

Майя Кристалинская записала около двухсот песен на пластинки. Ее голос звучит за кадром более чем двадцати кинофильмов (например, "Три тополя на Плющихе", "Тишина", "Когда песня не кончается"). Она много гастролирует по Советскому Союзу, побывала в ГДР, Польше, Болгарии, Венгрии, Чехословакии, Финляндии. Однажды в небольшом финском городе после концерта к ней в артистическую зашли слушатели и спели ей "Нежность" на русском языке - они выучили эту песню по пластинке.

Всесоюзное радио в программах на зарубежные страны передает по просьбам слушателей советские песни, записанные Кристалинской на немецком, польском, румынском, английском, испанском, шведском и других языках. Однажды на радио из Бухареста пришло письмо, в которое была вложена вырезка из румынской газеты с отрывком из поэмы "Пой, Майя!". В стихах человек, прикованный болезнью к постели, выражал певице благодарность за ее песни, помогающие ему бороться с тяжелым недугом...

Заслуженная артистка РСФСР Майя Кристалинская вошла в пору зрелого мастерства. Будем с интересом ждать ее новых выступлений, новых программ.