Воображаемый концерт. - Л.:
"Искусство", 1971 - с. 198-199.

Ю. Дмитриев

Майя Кристалинская

Успех Майи Кристалинской у зрителей исключителен. В чем же причина этого успеха? Почему зрители, особенно молодежь, так охотно приобретают билеты на ее концерты, так неутомимо аплодируют ей? Нам кажется, в первую очередь это объясняется тем образом, который артистка создала, а это значит и всей ее исполнительской манерой.

По образованию Майя Владимировна Кристалинская инженер-экономист. В годы обучения в институте она охотно пела на вечерах самодеятельности и просто на студенческих вечеринках. Став артисткой, она выступала в сопровождении наших лучших джаз-оркестров, и они, конечно, до известной степени заменили ей консерваторию. Работа с талантливыми концертмейстерами и дирижерами несомненно дала артистке много.

"Песня - эхо жизни, ее отражение. Она откликается на все, что волнует, печалит или радует человека, - говорит Майя Кристалинская. - В песнях запечатлеваются события, мысли и взгляды современников. Они сохраняют образ своей эпохи". Кредо художника, как видите, изложено коротко, но очень определенно.

Кристалинская молода и обаятельна. Она подстрижена и одета по моде, но в ее облике нет ничего экстравагантного, ничего специфически концертного. На ней элегантное, но очень простое платье. Или даже блузка и юбка. Так одеваются студентки, молодые инженеры, машинистки, журналистки, когда они направляются к знакомым или же в театр. Молоды и сопровождающие Кристалинскую музыканты. Присутствие среди них гитариста обязательно.

В руках у артистки микрофон, свои песни она объявляет сама. Это помогает создать обстановку непосредственности, ту простоту взаимоотношений между артисткой и зрителями, которая в данном случае особенно необходима. Постепенно начинает казаться, что мы находимся не на концерте, а в своей среде, где-нибудь в общежитии или дома у друзей. В том-то и сила Кристалинской, что она воплощает на эстраде жизненную ситуацию, жизненную атмосферу.

Поет ли Кристалинская о современных героях или же "Землянку" (музыка К. Листова, слова А. Суркова), рассказывающую о прошедшей войне, все равно она в первую очередь поет о любви. Только в "Землянке" любовь особенно трудная, фронтовая: до любимой далеко-далеко, а до смерти "четыре шага".

В исполнении Кристалинской присутствует всегда лирическое начало. Вот сейчас кажется, что певица прочла свое личное, полученное ею письмо и думает о своем любимом, который и там, в холодной землянке, сохраняет пламя негасимой любви. Волнение артистки, ее искренность, задушевность передаются зрителям.

Кристалинская драматизирует песню, играет ее, как театральная актриса, исполняет в песне роли. Вот, например, песня А. Островского и Л. Ошанина "А у нас во дворе". Первая фраза идет от имени рассказчика, она звучит эпично: "А у нас во дворе есть девчонка одна..." Тут же мы видим эту самую девчонку: артистка чуть-чуть изменяет позу, по-другому ставит ноги, по-другому двигает руками. На короткие мгновения происходит внутреннее перевоплощение: сценический портрет девчонки готов. Мы понимаем, что это - капризное, ветреное существо, естественно, что она не дождалась того, кто в нее влюблен.

Певческие раздумья рождают своеобразие певицы: вопросительные интонации, чуть смазанные концы фраз, стремление заставить слушателя вдуматься в то, о чем поется, отказ от всяких эффектов, уводящих от сущности произведения.

Пение Кристалинской драматично, и в этом своеобразие талантливой певицы и актрисы.