Баранова Г. "Молодые голоса". -
М.: Молодая гвардия, 1966. С. 107-109.

Майя Кристалинская

...Заключительным в сегодняшнем концерте было выступление Майи Кристалинской. Окончив Московский Авиационный институт, Майя работала несколько лет инженером. Однако с детства она мечтала стать оперной певицей. Она знала наизусть многие партии оперного репертуара для меццо-сопрано и напевала их каждую свободную минуту. Для себя, "для души". И в школе и в институте Майя Кристалинская часто выступала на концертах самодеятельности.

Однажды ее пригласили принять участие в работе профессионального эстрадного оркестра под управлением Олега Лундстрема. И Майя стала его солисткой. Потом она работала с оркестром Эдди Рознера и пела в московском эстрадном театре Мюзик-холл.

Майя Кристалинская стала эстрадной певицей, не имея профессионального музыкального образования. То, что она поет по слуху, нисколько не снижает впечатления от исполнения, всегда искреннего, глубокого. У Майи ярко выраженная мелодекламационная манера пения, превосходный слух. Один-два раза прослушав мелодию, она уже знает ее.

Самостоятельно Майя стала выступать на эстраде с 1963 года. В ее репертуаре - песни Островского, Эшпая, Хренникова, Колмановского, Фрадкина и многих, многих других советских композиторов. У певицы свой подход к каждой песне. И главное - выбор. Очень важны для Майи слова песни. "Какой бы симпатичной ни была песня по музыке, - говорит она, - если текст не доходчив, успеха у слушателей не будет". Это логично. Слово - действие. А действенное пение - самое доходчивое. У Н.В. Гоголя есть даже такая мысль: "...звуки души и сердца, выражаемые словом, во много раз разнообразнее музыкальных звуков".

В шлифовке образа, характера песни Майе Кристалинской нередко помогают сами зрители. Выступая на концертах, певица чутко прислушивается к реакции зала и радуется, когда между ней и зрителями возникают невидимые, но ощутимые связи. Контакт с аудиторией делает творчество М. Кристалинской особенно популярным.

Чуткость слушателей помогает певице понять, где и какой надо сделать акцент, освобождает исполнение от дешевых приемов, грубого нажима, "комикования", ненужных вокальных эффектов. В ее манере пения нет ложного пафоса, нелепых выкриков, пританцовывания у микрофона, кокетливой игры в интонационную простоту.

Немного непривычно поначалу слушать в исполнении Майи Кристалинской песню М. Фрадкина "Течет Волга", так широко, распевно, красиво спетую Людмилой Зыкиной.

В исполнении Зыкиной мы почти физически зримо ощущали красоту и могучую силу русской реки. Все это было выражено в плавной мелодии песни, в вокальных красках - "всплесках" голоса.

В интонациях Майи Кристалинской, наряду с размышлениями человека о прожитой жизни, появляется несказанное восхищение красотой русской природы. И слово "течет" певица произносит с придыханием, как бы захлебываясь от восторга, поражаясь увиденному и не успевая наглядеться.

А вот "Текстильный городок" Я. Френкеля. Нигде не "нажимая" и не кокетничая, Кристалинская напевает мелодию задушевно, как бы доверительно. Спокойная поза, чуть виноватая улыбка, и снова образ песни - свой, оригинальный.

И наконец, "Письмо на Усть-Илим" А. Пахмутовой. Мы слышим здесь трепет большого чувства, высказанного в сдержанных интонациях. Короткие, словно зовущие, попевки и повторы: "Усть-Илим..." говорят и о первом чувстве, и о светлой волне, охватившей сердце, но выражают это скупо и строго и вместе с тем очень тепло.

Есть одно опасение у тех, кто любит пение Майи Кристалинской, - боязнь, что певица исчерпает себя удачно найденным приемом, одним ключом. Конечно, многое зависит от репертуара. И здесь та логика выбора, которую Майя наметила для себя, должна ей помочь находить в каждой песне новые, яркие краски.